Мышление

Для того, чтобы работать с мышлением, нужно в первую очередь задаться вопросом: чем мышление отличается от думания? Мы отвечаем на этот вопрос так: думание — автоматическое перебирание содержания сознания, а мышление — осознанное действие по решению задачи в поле сознания. Процесс думания можно описать примерно таким образом: «Я думал-думал, и вдруг появилась какая-то мысль». А как осуществляется мышление?

Возьмем для примера себя. Мы считаем, что отправной точкой мышления является вызов или проблема. В любом случае, мое мышление начинается с того, что у меня есть мотив, и есть что-то, что мешает мне его реализовать. Первым делом нужно перейти от проблемы к задаче — сформулировать, какие у меня есть исходные условия, требования и критерии решенности задачи. Сформулированная задача дает мне возможность действовать — она акцентирует внимание на возможных действиях, а не на проблеме. Предполагается, что если я решу задачу, а потом применю найденное решение к деятельности, то я решу проблему. Однако так бывает не всегда.

myshlenie_1.png

Поэтому всегда надо помнить несколько правил, которые позволят не «уткнуться лбом» в трудности:
Если задача не решается, надо вернуться к этапу ее постановки и переформулировать.
Если задача решена, результаты применены к деятельности, но проблема не разрешилась, нужно вернуться на этап осознания проблемы.

myshlenie_2.png

Анализируя собственную практику, мы выделили целый ряд способов мышления. Способ мышления — это предписания для операций сознания при решении задачи определенного типа. Если говорить проще, то это как мыслить о проблеме, чтобы ее решить.

Название Тип задачи Предписания
Эмпирическое
Девиз: “Делай как я”
Практическая задача, передача навыка от человека к человеку, самообразование Выдели то, чему хочешь научиться
Найди того, у кого хочешь учиться
Выдели критерий оценки продвижения
Делай, как он, анализируя промежуточные результаты
Естественнонаучное
Девиз: “Выдели закономерность”
Разработка новой области в «чистом поле», поиск нового знания об объекте, его свойствах, запуск исследовательской активности Составь описание
Классифицируй
Выдели закономерности, найди исключения
Сформулируй гипотезу
Проверь гипотезу, сделай выводы, если можешь – обобщи до теории
Логическое
Девиз: “Мысли строго и последовательно”
Алгоритмизированные, «конструкторские» задачи, удержание рамки, решение сложной задачи через выделение понятных подзадач, последовательное решение Определись со смысловыми единицами с единицами смысла
Определись с возможными и необходимыми операциями
Определись с критериями ошибки
Выстрой последовательные и корректные связи в рассуждении
Проверь выводы по критериям
Схватывающее (образное)
Девиз: “Чувствуй главное”
Сложная система с неочевидными связями;
Быстрая и точная передача главного;
задача точного самовыражения; Контакт с Другим;
Задачи создания трендов, мемов, воздействия на общество (резонанс)
Погрузись в задачу, уделяя внимания образам и эмоционально-чувственным переживаниям
Увидь точный образ, выражающий суть
Работай с ним
Рефлексивное
Девиз: “Отрази сделанное в выбранном зеркале”
Корректировка действий; осознание происходящего; возврат к исходным задачам; командная пересборка; поиск зон роста; закрепление опыта. Восстанови задачи, которые решались, разделив ситуацию и субъекта деятельности
Выбери способ объективации (супервизор, общий круг, конкретный результат)
Ретроспективно соотнеси совершавшиеся действия и их результаты
Собери обратную связь
Сделай выводы, уточняющие способы действия

Их, конечно, намного больше. Для того, чтобы успешно решать разные задачи, нужно владеть многими способами мышления. Обычное образование не ставит перед собой отдельную задачу на формирование мышления, считается, что это сформируется у обучающегося по ходу набора знаний и навыков. Однако мы наблюдаем, что это не так. Часто студенты обладают огромным количеством знаний, однако не владеют типа способами мышления, которые позволили бы им использовать эти знания и для решения интересных им задач.

Мы считаем, что нужны как специальные занятия по постановке способов мышления, так и просто удержание этой задачи в любых процессах: я могу использовать эмпирическое мышление, когда хочу научиться колоть дрова или читать кому-то стихи, логическое — когда строю план действий, образное — когда хочу выразить сложное переживание в тексте.