Ресурсные состояния

Под ресурсным состоянием мы понимаем такое состояние человека, в котором он способен успешно действовать, оставаясь в контакте с собой. В такое состояние входит ритм — ритм мышления, ритм тела — настроение, контакт с окружающим миром, широта или сконцентрированность внимания. Ресурсное состояние тесно связано с типом ситуации: человеку нужны разные состояния, когда ему нужно долго и аккуратно работать руками, или во время выступления перед большой аудиторией, или в душевной беседе.

0025.jpg

Обычно у человека есть набор состояний, в которых он пребывает, и из них он действует в тех обстоятельствах, в которых оказывается. Это может приводить к такому качеству процесса, как хочется, или не приводить. Часто возникает вопрос: как мне справиться с этой задачей, смочь это сделать, когда я не могу “настроиться” на процесс? Как мне разговаривать с людьми на улицах, чувствуя себя открытым и общительным, а не дураком? Как мне выступать перед людьми, будучи уверенным и доброжелательным, а не делать вид, что я такой? Как мне быть бодрым и энергичным, когда это нужно, а не когда получается? Все эти вопросы — это вопросы вхождения в нужное ресурсное состояние и удержания в нем.

Как работаем

В начале первого семестра мы “диагностируем” студентов: какие ресурсные состояния вам уже доступны. Затем наступает обучение — в тренингах, дискуссиях, в групповой работе и ведении деятельности каждый наблюдает, какие у него есть состояния, находит собственный язык для их описания, обращает внимание на то, какие есть трудности с вхождением в нужное состояние. Реальная работа в этом направлении — это осознание имеющегося и расширение возможностей. Чем больше у меня состояний, в которых я могу действовать, оставаясь в контакте с собой, тем более я гибок, эффективен и гармоничен. Мне не нужно себя заставлять, мне нужно внимательно себя слышать и перестраивать.

Широкополосность

Важный момент: есть много моделей ресурсных состояний и подходов к их описанию. Мы принципиально не концентрируемся на одной, а через работу с разными преподавателями даем несколько разных точек зрения, чтобы каждый мог сформировать свою собственную и подобрать наиболее удобный ему язык.