Кому нужен молодой специалист

Учиться, чтобы уметь найти и воспользоваться знанием, вместо университетской зубрежки к экзаменам — так логично!

Но где же так учат?  Мы привыкли, что учебная программа — набор академических дисциплин. Послушал лекции, сдал экзамен. Но когда свежий выпускник устраивается на работу, разве его спрашивают содержание учебника?

Работодателю нужны сотрудники, которые выполняют задание, самостоятельно сообразив, что делать: собрать информацию, разработать план, воплотить в жизнь и представить результаты. Что еще ценится? Умение работать в команде,  действовать в нестандартной ситуации, широко мыслить и легко въезжать в новую тему.

Для современных профессий нужны умные, деятельные и образованные работники. Где вы видели университет с предметами вроде «Работа с рассеянной информацией» или «Ситуативное лидерство»?

Эти умения и качества развиваются в школе и вузе как бы случайно — ни один предмет не ставит своей целью научить студента разбираться в типах мышления и психологических состояний, чтобы в нужный момент ими воспользоваться. Мы упорно приобретаем знания, но не учимся обращаться с ними.

А что если перевернуть систему? А что если учиться не по списку академических дисциплин, а по списку умений, которые нам нужны?

Кому нужен молодой опытный специалист

Представьте себе диплом, в котором указаны не только знаниевый блок, но и компетенции, — опыт студента: в решении конфликтов «справлялся с помощью», зато планировал и организовывал 5 разных проектов.

Это выглядит логично и вписывается в общемировую тенденцию замены дидактического подхода в образовании на деятельностный. Идея носится в воздухе. В России ее воплощают в жизнь несколько команд, и одна из них — Институт Широкополосного Образования в Санкт-Петербурге.

Что мы делаем? Учим учителей!  Это не значит, что среди учащихся – одни школьные учителя, нет: это и молодые люди — студенты, и родители, которые поняли, что им придется образовывать своих детей самостоятельно, и деятельная молодежь, которая хочет менять мир.

Первые студенты ИШиПО уже перешли на третий курс. Осваивается интернет-платформа для ведения портфолио студентов, в разговорах и консультациях постепенно выстраивается модель широкополосного образования. Пожалуй, главное, что ее отличает — драйв, с которым о ней говорят студенты, и интерес преподавателей, которые, даже при наличии сомнений, не могут оставаться равнодушными: слишком очевидно то, что Институт широкополосного образования сейчас в авангарде педагогики — области консервативной и с трудом поддающейся реформированию.

 



Как устроено

Любой учебный материал (знание) можно организовать так, чтобы человек в результате научился:

    • Что–то делать (освоение компетенций)
    • Думать (развитие мышления)
    • Чувствовать себя адекватно разным ситуациям и средам (освоение разных ресурсных состояний)

Для этого за основу мы взяли хорошо известную систему модульного образования. Модули (емкие, но интенсивные образовательные блоки) могут быть лекционно–учебными или прикладными.

Также модули могут быть организованы в тематические погружения, потому как за интенсивный учебный курс порой можно понять больше, чем за год неторопливой учебы.

Обучение проходит в проектных группах. Самостоятельные проекты позволяют студентам чувствовать себя авторами и творцами, ответственными за результат. Кроме того, в группе студенты учатся сотрудничать, занимать разные роли в команде, общаться с разными людьми, обмениваться полученными знаниями, навыками.

Навигатор (куратор группы), имея перед глазами выбранные фокусы обучения студентов своей группы, каждому советует именно то, что ему подходит для его учебных целей на семестр, а после занятий помогает преподавателю оценить работу студентов на модуле.

Специальная подготовка преподавателей не требуется: институт может привлекать самых разных лекторов и участвовать в любых подходящих проектах. Интеграцию любого модуля или практики в систему обучения берет на себя координатор, помогая описывать курс в новой логике и оценивать студентов в компетентностной модели.

Как работает

Авторская модель Метаверситета заключается в том, что в учебном процессе студенты проявляют и развивают различные, в том числе и метапредметные, компетенции, участвуя в образовательной деятельности в разных ролях.

Ключевые понятия нашей модели: компетенции, профессиограмма, модули, микророли.

У каждого студента есть цели на ближайший семестр; скажем, научиться работать с детьми индивидуально или, например, улучшить свои организаторские способности. Каждое такое умение можно натренировать, пройдя через серию учебных модулей и практических занятий. Студент приходит на занятие с осознанием того, зачем он пришел и что именно он должен научиться делать в результате. Это осознанное обучение дает принципиально другой результат, хотя содержание модуля может и не сильно отличаться от обычного вузовского курса: пусть это будет «Методика преподавания иностранного языка» или курс «Типы педагогического взаимодействия» — студенты учатся по насыщенной содержательной программе.



К каждой профессии можно подняться по «ступенькам» определенных микро-профессий (далее мы будем называть их профессиограммами). К какой профессиограмме стремиться, студент выбирает сам.

Понятно, что каждая «ступенька» будущей профессии требует определенного набора компетенций. Как же оценить, насколько успешно вы поднимаетесь по ступенькам?

Как оцениваем

Для быстрой и удобной оценки создан сайт Метаверсити ishipo.metaversity.ru. Опишем вкратце принцип работы.

Студенты участвуют в определенных событиях (выездной лагерь, лекция, семинар, диспут и т.д.). В каждом событии можно выделить микророли (на диспуте – микророли ведущего диспут, выступающего, тайм-кипера и т.д.). Каждая микророль развивает несколько компетенций. За микророль ставится оценка (0-3) в зависимости от того, в какой степени задание выполнено.

Соответственно, посредством микроролей оцениваются компетенции, которые человек проявил в данной микророли. Чем больше событий, микроролей, тем больше возможностей развить ту или иную компетенцию.


У каждого студента есть индивидуальные задачи на ближайший семестр: скажем, научиться работать с детьми индивидуально или, например, улучшить свои организаторские способности. Каждое такое умение можно натренировать, пройдя через серию учебных модулей и практических занятий. Студент приходит на занятие с осознанием того, зачем он пришел и что именно он должен научиться делать в результате. Это осознанное обучение дает принципиально другой результат, хотя содержание модуля может и не сильно отличаться от обычного вузовского курса.