Погружение Язык как способ и возможность

24-27 ноября состоится погружение — образовательный марафон, посвящённый языку как совокупности разнообразных форм существования второй сигнальной системы. Тема: «Связь языка и мышления» Марафон представляет собой череду интерактивных форматов. В этот раз это будут семинары, лаборатории, мастерские, чтения и практикумы.

yzkrsgi4czc.jpg

Мы ставим перед собой две основные задачи:

  • расширение поля представлений о языке (знаниевый и концептуальный аспекты)
  • практическая работа с устным и письменный Словом, визуальной коммуникацией

Обширный спектр тем, которые мы хотим затронуть на этом погружении, включает (но не исчерпывается):

  • Что значит «учиться» для взрослого человека?
  • «Свой» язык, «птичий» язык. Принятые у нас понятия (работа с семантическим полем метаверситета). Что все это значит и как ими пользоваться так, чтобы выстраивать коммуникацию, а не создавать пропасть между нами и другими мирами?
  • Работа с понятиями: границы применимости, диарезис. На что нам не хватает слов? Строгость определений как необходимость и источник вдохновения.
  • Устная речь как акт миротворчества.
  • Какими стилями речь мы пользуемся, насколько это осознанно? Почему я говорю именно так, как говорю?
  • Визуальная коммуникация
  • Язык будущего!

расписание погружения

Кроме того, важны для нас:

  • Визуальная презентация
  • Инфографика, скетчинг и др.
  • «Свой» язык, «птичий» язык. Принятые у нас понятия (работа с семантическим полем метаверситета)
  • Мы отгадываем сленг другой группы: какие у них появились слова и что они значат?
  • Создание системы условных знаков внутри нашей группы (как наш язык структурирует деятельность)
  • Задание в поле : походить по разным средам, выделить у них специфические слова.
  • Работа с понятиями: границы применимости, диарезис. На что нам не хватает слов? строгость определений, как необходимость.
  • Язык для выражения сложных переживаний
  • «Я»-язык
  • Практика активного слушания (перефразировать сообщение собеседника: ситуация + эмоции)
  • Невербалика
  • Работа с невербаликой – вытаскивание в зону осознанного (на стыке с ресурсными состояниями)
  • «Реванш Бога»: что скрыто в религиях? Как расшифровать, о чем они говорят? Лекция о религии на фоне лестницы странников (пора выходить в синтез! фазы взросления религии)
  • Диспут о месте религии/языках религий/зачем нужна религия…
  • Сложные языковые системы, математические языки
  • Лингвистический подход, осознание связи и различий языков. Разные языки задают разные структуры мышления. Лингвистические упражнения.

Результаты погружение «Язык как способ и возможность»

На погружении 24-27 ноября в фокусе оказалась связь языка и мышления, понятие «учебной задачи» и «учебной деятельности». Мы искали форму для высказывания и предмет для учебной деятельности.
Погружение оказалось очень богатым устными разговорными жанрами, это было понятно сразу. А вот теперь видно, как много интересных текстов появилось по следам модулей. Значит, у нас получилось главное, ради чего старались.

Язык, Речь, Текст

На открывает погружения актуализировали связь языка, речит и текста. Какие еще слова, какие понятия стыкуются с ними? Какие науки изучают их?

Что значит учиться?

Погружение открыли педагогические чтения «Что значит «учиться»? Интересен формат, в котором мы на самом деле интенсивно обсуждали фрагменты текста. Запомнились определения понятий «учебная деятельность» и «учебная задача». В контекст погружения вошло определение (возможно здесь не совсем точно) «учебная задача — такая, предмет которой — изменение структуры учащегося». Речь идет о развитии целого, а не только передаче конкретных навыков и умений. Главный вопрос — что это за «целое», которое развиваем? Этот формат теперь будет регулярным, каждый четверг.

Думать смыслами, а не словами

В пятницу в библиотеке Островского прошла вводная про быстрое чтение. Читать можно очень по-разному. На уровне мозга это значит в том числе разное взаимодействие зрительной, аудиальной системы и «системы, ответственной за понимание». Есть практики, позволяющие изменить свои привычки в этой области. Как правило, эти привычки кажутся априорными.
«Иногда проговариваю и даже читаю себе по ролям(без дополнительных допингов) на разные голоса — особенно художественные тексты. Иногда пробегаю по ключевым понятиям и выделяю мысль. Иногда схватываю весь текст целиком и перевожу его в объемное понимание. Иногда выстраиваю образный ряд… Это очень зависит от того, что за текст и зачем я его читаю.»

Объясняшки

Использовали подход «Мастерской смыслов» к жизненно важным вопросам. В результате бурного словесного штурма на кухне Дома на Кадетской родилось два текста — про анатомию (эксперт Александр Маракулин) и про полезность ИШиПО для компаний (эксперты Катя Доильницына и Л. Кухта). Вероятно, скоро увидим релиз и нарисованные ролики по этим текстам!

Сила звучащего слова

Один из ключевых модулей погружения — лаборатория по «наговариванию пространства», то есть созданию определенного образа и атмосферы в группе силой художественной речи, звучащей живой речи. Говорили о Свете, противостоящем серому туману, об Огне, из которого рождается, что угодно, который несет смысл. Очень-очень понятная метафора, это те слова, которыми я сам всегда пользовался…) Жизнь — не Жизнь без Огня, это то, с чего начинается всё остальное, что угодно, такое Главное, из которого рождаются любые важные вещи.

Не понятный текст?

Что делает текст понятным или не понятным — тема лаборатории, в трех частях. Сначала с Маргаритой Кожекинаой мы анализировали тексты, и выяснили, что безусловно непонятных текстов существенно меньше, чем полностью понятных. В основном текты кажутся одним понятной, а другим нет.
Вторая часть лаборатории — прояснение мышления через правильную постановку вопросов, привел нас к сильной проблематизации — оказалось, что до мышления еще надо добраться, формулируя вопрос так, чтобы на него имело смысл отвечать. Третья часть лаборатории прошла на подъеме — придумывали новые слова для новых понятий. Самым продуктивным оказалось формулировать описывать узнаваемые ситуации и придумывать им названия.

Сказать так чтобы услышали

Четырех-часовая лаборатория «Мультиязычность» проходила на грани театра: добровольцы пытались рассказать за 5 минут нечто важное на их взгляд об образовании, а зал отыгрывал предлагаемые обстоятельства, например людей у костра на фестивале, или команду менеджеров. Все получили массу впечатлений, а итог — чем меньше позволяешь увлечь себя аудитории с их игру, и чем яснее видишь структуру своей мысли, тем больше шансов быть услышанным. Именно с этими двумя предметами у нас возникли проблемы.

Создание авторских курсов

Прошло первое занятие в курсе. На нем определили понятие «автор» и «авторский курс», много вдохновения к дальнейшей работе.

Визуальный язык

Модуль получился больше историко-искуствоведческим, чем практическим. Некоторые участники открыли для себя много нового.

Сквозное задание погружения — работа с языком, текстом и новыми медиа. Мы предлагали всем участникам погружения писать или записывать короткие сообщения и исследовать реакцию аудиотории. Радостно, что родилось множество интересных заметок, их по-прежнему можно дописывать тут