ЭШЭР - Экспериментальная Школа Эволюционного Развития

Приглашаем подростков на весенюю школу развития 26 марта — 1 апреля.

Подростковый возраст – это время активного освоения человека в мире взрослых, в мире социальных взаимодействий. В это время человек начинает задаваться глубокими вопросами о себе и о мире: «в чем смысл жизни?», «свободен ли человек и каковы границы его свободы?», «что такое хорошо и что такое плохо?» и т. п. В этот период человеку необходимо пространство, в котором нет «правильных» ответов, а есть возможность думать об этом свободно, разбираться в себе, но не одному, а в благоприятной для этого среде, особенно среди сверстников.

Наиболее удобной формой для этого является лагерь (школа, выездной интенсив) – то есть выезд большой группы подростков со взрослыми-ведущими, где и создается такое специальное пространство. Для этого нами разработан ряд принципов. Сумму этих принципов мы называем «эшэровский подход» (от названия организации создателей – Творческой группы ЭШЭР).

q7812ieedio.jpg

В целом эшэровский подход заключается в сопряжении интенсивного мыслительного процесса с глубокими переживаниями, которое позволяет связать абстрактные представления о мире с этическим выбором в неоднозначной и сложной ситуации. Это позволяет сформировать у подростков «живую» философию.
Базовым элементом технологии школы ЭШЭР является выбор темы. В качестве темы мы всегда берем общее понятие, актуальное для этой возрастной категории, и затрагивающее вопросы этики. Примеры тем: «могущество», «поступок», «бесстрашие», «достоинство».

На выбранную темы мы составляем серию так называемых парадоксальных задач, которые затем в течение всей школы решаем в нескольких группах. Примеры таких задач: «Описать мир, в котором каждая мысль имеет вес», «Построить мир, в котором недостаток моего могущества ограничивает свободу других», «Построить мир, в котором мое достоинство зависит от поступков соседа». Особенность парадоксальных задач в том, что они содержат неразрешимое на первый взгляд противоречие, в которое группа упирается при правильном ходе рассуждений. Поэтому, чтобы сдвинуться с этого места, приходится разбираться: «А что это такое?», «А откуда я это знаю?» и т.д. Здесь начинается первая фаза работы с понятием – лишение его привычного, поверхностного значения («распредмечивание») и, затем, более глубокое его понимание («опредмечивание»). В этом процессе каждая группа сама определяет принципиальное содержание понятия и онтологию, в которой они его рассматривают. На этой основе группа моделирует мир, в котором соблюдается условие задачи. Таким образом, парадокс в этой методике является движущей силой мышления, а не «тупиком». После решения задачи группы встречаются на конференции, по очереди докладывают свои решения, и происходит обсуждение результатов. Конференция – это встреча разных логик, онтологий, содержаний, в которых двигались группы. Там рождается объемное понимание рассматриваемого понятия.

Другой обязательной частью школ ЭШЭР является процесс, в котором тему и ее содержание осваивают не в интеллектуальной деятельности, в в опыте переживания и взаимодействия. Чаще всего он имеет форму ситуационной игры, которая раскрывает тему школы через ситуации, содержащие этические дилеммы. Чтобы совершить ход в такой игре, им приходится вместе решать сложные этические вопросы.

«Эшэровский подход» определяется следующим рядом принципов:

  • Отсутствие однозначного ответа. Мы решаем задачи открытого типа, в которых по определению не существует готовых «правильных» ответов. Ответ мы ищем все вместе. Однако у задачи есть условия: ответственность ведущих в том, чтобы донести до участников, что не любой ответ подойдет в качестве решения.
  • Свобода в выборе онтологии. При решении задачи каждая группа выявляет или создает свою онтологию, но с чужими моделями работает в логике их онтологий. Это позволяет участникам понимать, что мыслить можно не только «от себя», но и осваивать другие предпосылки и базовые полагания, которые тоже решают задачу, хоть и другим способом.
  • Принцип работы на общее смысловое поле вместо интеллектуального соперничества между группами.
  • Деятельностная рефлексия. Каждый участник и ведущий школы ставит перед собой задачи на развитие и рефлексирует по ним в группе.

Девятилетний опыт работы школ ЭШЭР показывает, что в результате применения описанных методик у подростков развиваются различные типы мышления (модельное, рефлексивное, философское, дивергентное, этическое, диалектическое, логическое, образно-метафорическое, эвристическое), навыки командной работы, рефлексивность, ораторское мастерство. И, главное, мы видим, что у них формируется «живая», практическая философия: приезжая домой, они оказываются способны применить полученный опыт, чтобы осмыслить и выстроить по-новому собственную жизнь.

Кратко о ТГ ЭШЭР

ТГ ЭШЭР существует с 2007 года, за это время мы провели более 20 выездных школ развития. Темы школ — всегда важные этические, социо-психологичесие или философские понятия. Темы школ никогда не повторяются буквально, хотя очень часто видна преемственность и последовательность.
Кроме того, ЭШЭР разрабатывает образовательные и трансформационные игры для школьников и взрослых, коммуникативно-штабные игры по историческому материалу и на основании моделирования гипотетических социумов.

Еще одно направление творческой группы — проведение диспутов и философских клубов.

За прошедшее время состав творческой группы существенно изменялся, в нее вошли в том числе участники прошлых школ развития. Вместе с ТГ существуют и создают свои проекты команда стажеров и другие сообщества участников, связанные совместным опытом. Одна из задач творческой группы ЭШЭР — способствовать появлению сообществ нового типа в пространстве города.

Творческаяя группа ЭШЭР в качестве образовательной мастерской входит в образовательную систему Института Широкополосного Образования (http://ishipo.ru/), готовящую специалистов-практиков в области наук о человеке. В основе системы лежит приобретение компетенций — комплексов знаний, умений, навыков и мотивация. Обучение через самостоятельную деятельность. Фокус внимания на развитии мышления и управлении своим состоянием. ИШиПО совмещает индивидуальную образовательную траекторию обучения с групповой работой. Сейчас ИШиПО готовит педагогов-новаторов и урбанистов. Обучение происходит в формате образовательных курсов, интенсивных тематических погружений и реализации проектов самостоятельно и в соавторстве.

Контакты

Катя Чигалейчик, координатов +7(921)640-31-46
Михаил Забелин, координатор +7(961)608-85-59
https://vk.com/gruppa_esher
https://www.facebook.com/esher.spb/

http://esher.su/